Приложение к письму
Департамента молодежной
политики, воспитания и
социальной поддержки детей
Минобрнауки России
от 11.12.2006 №06-1844

 

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к программам дополнительного образования детей

 

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  1. в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  2. в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

  1. обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  2. формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  3. интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  4. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  5. воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

 

Цели и задачи дополнительных образовательных программ

В первую очередь, обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

  1. достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
  2. соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
  3. направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
  4. современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

Содержание дополнительных образовательных программ направлено на:

  1. создание условий для развития личности ребенка;
  2. развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; ,
  3. обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  4. приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  5. профилактику асоциального поведения;
  6. создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределе­ния, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
  7. целостность процесса психического и физического, умственного и духовного разви­тия личности ребенка;
  8. укрепление психического и физического здоровья детей;
  9. взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

   Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

  1. На титульном листе рекомендуется указывать:

    1. наименование образовательного учреждения;
    2. где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
    3. название дополнительной образовательной программы;
    4. возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
    5. срок реализации дополнительной образовательной программы;
    6. Ф. И.О., должности автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
    7. название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;
    8. год разработки дополнительной образовательной программы.
  2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
    1. направленность дополнительной образовательной программы;
    2. новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
    3. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, образовательных программ:
    5. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
    6. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    7. формы и режим занятий;
    8. ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
    9. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).
  3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
    1. перечень разделов. тем;
    2. количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
  4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
  5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
    1. обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
    2. рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
    3. дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
  6. Список использованной литературы.