МУ ДПО "Информационно-образовательный Центр"





























История создания
МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр»

Рождение методической службы при органе управления образованием в Рыбинске можно отнести к тридцатым годам. С 1938 года берет начало история специализированной библиотеки для учителей. В 60–90 годы методический кабинет возглавляли профессионалы, известные в городе специалисты: Гулько Валентина Ивановна, Реутова Нина Владимировна, Брянкина Нина Александровна, Романова Татьяна Петровна. Каждая из них – это  частица истории, частица нового вклада в развитие системы образования.

В 2000-2001 г.г. методическая служба Рыбинского муниципального округа переживает реорганизационные процессы, которые позволяют пересмотреть её организационную структуру и содержание деятельности, ориентированные на современные требования и интересы кадров, направления федеральной и региональной образовательной политики. Появляется необходимость создания самостоятельного муниципального образовательного учреждения дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) «Информационно-образовательный Центр».

С мая 2001 года специалисты методического кабинета работают над проектом функционирования образовательного учреждения. В разработанной ими Концепции развития методической службы Департамента по делам образования и молодежи Рыбинского муниципального округа зафиксирована актуальность реорганизации методического кабинета в Информационно-образовательный Центр. «Объективное усложнение профессионально-педагогической деятельности и усиление её многообразия на современном этапе обуславливает необходимость становления новой, современной системы методической работы, обеспечивающей непрерывность образования педагогических и руководящих кадров, как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне округа. С целью оптимизации деятельности методической службы, объединения усилий субъектов дополнительного профессионального обучения и сопровождения педагогических и руководящих кадров системы образования РМО необходимо сосредоточить территориально и в одной управленческой структуре методический кабинет Департамента по делам образования и молодежи, Центр повышения квалификации педагогических и руководящих кадров и библиотеку работников просвещения. Адаптивная система управления методической работой в учреждении состоит из взаимосвязанных подсистем обеспечения: информационной, учебно-методической, научно-методической, социально-психологической,  аттестационно-диагностической, нормативно-правовой, финансовой и материально-технической» (Концепции развития методической службы Департамента по делам образования и молодежи Рыбинского муниципального округа).

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов зарегистрировано 13 сентября 2002 года. Директором Центра назначена Шувалова Светлана Олеговна, Заслуженный учитель РФ. Переход в новый статус был осуществлен на фоне успешной и продуктивной деятельности методического кабинета. Основная часть методистов составила костяк нового коллектива. И это был многообещающий старт.

По состоянию на 2008 год можно констатироватьтот факт, что была реализована Концепция реорганизации методического кабинета Департамента образования в самостоятельное юридическое лицо , и был осуществлён этап становления организации, действующей как сервисное учреждение в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников в городе Рыбинске. Мы живем во времена перемен, когда набирает скорость информационный бум, демократизация и гуманизация способствуют освобождению наших умов от стереотипов, активно развиваются процессы рыночных отношений.  Становление учреждения в этих условиях возможно только в том случае, если коллектив проявляет зрелость, способность быть гибким и мобильным, обладает  стратегическим видением. Коллективу сотрудников МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» удалось проявить эти качества.

В январе 2009 года на педагогическом совете специалистов Информационно-образовательного Центра принята Программа развития МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» города Рыбинска на 2009-2011 годы и перспективы до 2013 года.

Стратегическая цель определена как «обеспечение качества и доступности методического сервиса субъектам  образования города Рыбинска за счет эффективного использования».


В здании бывшего детского сада, что на ул. Солнечной открылся Информационно-образовательный Центр для повышения квалификации рыбинских педагогов. Официальный день рождения Информационно-образовательного центра 13 сентября 2002 года. В торжественной обстановке но в виртуальном времени, то есть а экране компьютера, была разреза ленточка. Приглашенные тепло поздравили коллектив Центра с открытием.

27 ноября 2002 года в Центр пришли педагоги, чтобы познакомиться с новейшими научно-методическими системами образования. Основными направлениями работы Центра стали организация и участие в процессе повышения квалификации педагогов и руководящих кадров, информационное и ресурсное обеспечение, и, конечно же, организационно-педагогическая деятельность. Спектр обслуживания Центра на момент открытия составлял – 70 дошкольных образовательных учреждений, 59 школ, 7 школ-интернатов, более 4 тысяч педагогов, 395 руководителей.


С 20 октября 2005 года приказом департамента Администрации Ярославской области № 01-03/543 МОУ ДПО "Информационнно-образовательный Центр" становится инновационным комплексов при ГОУ ЯО "Институт развития образования".

В ходе реализации технического задания специалистами МОУ ДПО "Информационно-образовательный Центр" были разработаны подходы к формированию и реализации комплекса услуг, направленных на обеспечение информационной, учебно-методической,организационной и психолого-педагогической поддержки педагогических и руководящих кадров системы образования.


В течение августа 2006 года – марта 2008 года на территории Ярославской области реализовывался проект «Информатизация системы образования. Создание системы межшкольных методических центров», в котором участвовали сотрудники муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-образовательный Центр» города Рыбинска. С целью регламентации деятельности разработан пакет нормативных и организационных документов: положение о ММЦ; типовые договора между ИОЦ и ОУ об организации курсовой подготовки педагогов на базе ИОЦ и ОУ; должностные инструкции руководителя, заместителя руководителя по информационным технологиям, методиста мультимедийных средств обучения, методиста по дистанционному обеспечению, педагога дополнительного образования, системного администратора, веб-мастера, секретаря. Для подготовки тьюторов было организовано обучение методистов и педагогов города Рыбинска и Рыбинского района на базе ИОЦ по программе Intel «Обучение для будущего» (12 человек в объеме 72 часов). Из методистов Центра подготовлена команда тьюторов в количестве 16 человек, прошедших курсы повышения квалификации на базе ЯИРО в объеме 72 часов. По итогам курсовой подготовки и анализа работ слушателей 13 тьюторов получили сертификаты. Методисты Центра активно работали на курсах и семинарах для тьюторов Ярославской области: учебное занятие по теме «Современные подходы к образованию взрослых. Тьюторская практика» на базе ЯИРО, О.Б. Модулина; «Разработка тематического сайта», С.О. Шувалова; «Методические аспекты реализации проекта», С.В. Карастелина.

В рамках проекта прошли обучение по программе «ИКТ-подготовка педагога общего и начального профессионального образования» 420 педагогов города Рыбинска. На начальном уровне обучено 8 групп: 3 группы на базе ИОЦ; 2 группы на базе гимназии № 18; 2 группы на базе школы № 16 (педагоги школ 14, 16, 35, 37)); 1 группа на базе школы № 12. Всего обучено 96 педагогов. На уровне А обучено 26 групп на следующих ОУ: лицей № 2 (+10), школы № 3, 6, 17, 20, 23, 24, 26, 28, 32 (+19), 36 (+15, + 31), 44); гимназии № 8 (+ 25) и внеплановая группа на базе школы № 30. Всего завершили обучение 324 человека. Итогом реализации проекта стало повышение квалификации 420 педагогов города Рыбинска по направлению «ИКТ-подготовка». Финансирование учебного процесса обеспечивалось в соответствии с договором Ярославским институтом развития образования.


C 1 июля 2006 года по 1 июля 2008 года МОУ ДПО "Информационно-образовательный центр" являлся экспериментальной площадкой при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

В ходе реализации программы эксперимента "Формирование системы методического сервиса муниципального учреждения дополнительного образования" достигнуты следующие результаты:

  • муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов реализует методическую деятельность как сервисную;
  • разработан пакет нормативно-правовых , организационно-педагогических и финансово-экономическихдокументов, обеспечивающих процесс предоставления широкого спектра адресных образовательных, информационных, и методических услуг педагогическим и руководящим кадрам системы образования города Рыбинска;
  • разработана и внедрена в практику технология методического обслуживания образовательного запроса субъектов городской системы образвоания;
  • структурированы банки информационных, образовательных, методических , организационно-педагогических, мониторинговых, ресурсно-обеспечивающих, технических сервисных услуг;
  • определены показатели и предложен диагностический инструментарий определения качества предоставляемого методического сервиса;
  • разработана методика анализа системы методического сервиса на муниципальном уровне.

В 2009 году проходил региональный тур Всероссийского конкурса инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе». В конкурсе приняло участие 9 представителей ММС. Конкурсная комиссия 17 декабря 2009 года единогласно утвердила протокол, фиксирующий следующие итоги конкурса:

  • I место – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинск
  • II место – Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-образовательный центр» г. Тутаев
  • III место –
    • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Муниципальный методический центр» Рыбинского муниципального района
    • Межшкольный методический центр Ярославского муниципального района Ярославской области.

2 ноября 2009 года стартовал Всероссийский конкурс инновационных моделей муниципальных методических служб «Методическая служба – новой школе». В конкурсе приняли участие муниципальные методические службы из 68 регионов России, муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Информационно-образовательный Центр» стали лауреатами. Всероссийский конкурс инновационных моделей ММС «Методическая служба - новой школе» стал механизмом стимулирования развития методической службы.


Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова уже более 15 лет является главным идейным центром для педагогов, интересующихся вопросами развивающего обучения. Центр объединил авторов-разработчиков учебно-методических комплектов и пособий по системе, его сотрудники – лекторы-методисты – по всей России выступают перед учителями, методистами, завучами и директорами образовательных учреждений, студентами и преподавателями вузов и ссузов. С 2005 года началось плотное сотрудничество МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» с Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова, в 2011 году нам выдан сертификат в том, что образовательное учреждение является филиалом Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова и Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.


В 2010 году МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» включен в Национальный Реестр ведущих учреждений системы образования России. Настоящее Свидетельство подтверждает, что на основании предложения Департамента образования ярославской области является участником Национального реестра за 2010 год.


В сентябре 2011 года подана заявка на присвоение статуса РИП, состоялась защита проекта «Сетевая библиотека – центр информационно-образовательного пространства».

Проект направлен на создание и методическое сопровождение корпоративной информационно-библиотечной сети образовательных учреждений г. Рыбинска для обеспечения информационно-образовательных потребностей субъектов образовательной практики на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Проектная команда МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» г. Рыбинска разработала проект «Сетевая библиотека – центр информационно-образовательного пространства». Мы хотим, чтобы наша библиотека стала открытой площадкой идей и мыслей для всех, кто учит и учится! Актуальность проекта обусловлена общемировыми тенденциями развития современного информационного общества, целевыми ориентирами Российских проектов и программ в области информатизации, направлениями стратегических документов модернизации школы в целом и школьной библиотеки в частности. Необходимость проектной работы определяется также и проектом закона «Об образовании», задаётся требованиями ФГОС к информационно-образовательной среде школы. Изучение требований к оснащению образовательного процесса позволяет предположить, что формирование современной информационно-образовательной инфраструктуры школы – трудоёмкая и сложная задача, которую трудно выполнить отдельно взятому образовательному учреждению – необходимо объединение усилий!

По решению департамента образования Ярославской области МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» присвоен статус региональной инновационной площадки, определены виды работ и план инновационной деятельности на 2012 год.


Интервью
Наведите курсор на текст, чтобы остановить анимацию.
ГУ ЯО "Центр оценки и контроля качества образования"

Какова роль муниципальной методической службы на современном этапе развития системы образования?
Методическая служба должна быть сервисной службой по сути своей. Это оперативное и перспективное реагирование на запросы и потребности педагогов, руководителей образовательных учреждений. На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога и руководителя, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных.
Какие направления работы муниципальной методической службы Вы считаете приоритетными?
Деятельность муниципальной методической службы должна осуществляется в соответствии с современными требованиями к ней. В условиях реализации ФГОС необходимо развивать следующие её функции: - образовательная (создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогических кадров); - консультационная (организация консультационной помощи педагогам и руководителям ОУ, их индивидуальное сопровождение); - аналитико-диагностическая (мониторинг образовательных и информационных потребностей работников образования, выявление их профессиональных затруднений); - информационная (формирование банков педагогической информации) и др.; - осуществление экспертной деятельности (экспертиза созданных в образовательных учреждениях программ, положений, методических рекомендаций и т.д.); - создание и реализация программ поддержки образовательных учреждений различных видов и типов по результатам мониторинга, ГИА9, ЕГЭ.
Какие новые формы работы необходимо осваивать специалистам муниципальной методической службы?
Методической муниципальная служба предоставляет педагогу выбор форм работы в соответствии с теми целями, которые он перед собой ставит. Необходим переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога в процессе образования. В связи с выше сказанным возрастают требования к работникам методических служб. Это должны быть высококвалифицированные специалисты, постоянное повышающие свой профессиональный уровень.
Горева Наталья Владимировна, директор МОУ гимназия № 18 г.Рыбинск


Какова роль муниципальной методической службы на современном этапе развития системы образования?
В настоящее время общество стремительно развивается. Система образования – это, пожалуй, одна из основных составляющих жизни современного человека, и от того, какое образование он получит, часто зависит его дальнейшая судьба. В современных условиях модернизации системы образования, развития общества, в свете социально-экономических, политических измененийодни образовательные учреждения в силу различных причин «не успевают» за этими изменениями, другие не умеют прогнозировать их, кто-то стремится «опередить» события, а кто-то меняется только тогда, когда по-другому функционировать уже невозможно.В такой ситуации в качестве источника информации, поддержки, сервиса выступает методическая служба. На мой взгляд, её роль состоит в поддержке образовательного учреждения буквально во всех аспектах деятельности: сопровождение «продвижения» школы в образовательном пространстве города, помощь в повышении квалификации кадров, помощь руководителю понять логику развития своего образовательного учреждения, поддержку инновационной деятельности. Существование методической службы – залог успешности образовательных учреждений, не зря система образования Рыбинска является одной из самых успешных в Ярославской области.
Какие направления работы муниципальной методической службы Вы считаете приоритетными?
Чтобы грамотно спланировать, спрогнозировать, оценить свою деятельность, школа должна знать, что она делает, зачем и как будет добиваться результата. Без сопровождения методической службы достижение поставленной цели не всегда возможно. В этой связи считаю, что приоритетными направлениями методической службы являются:
  • изучение спроса, определение потребностей субъектов образовательного пространства;
  • поддержка инновационных процессов;
  • методическое сопровождение образовательных учреждений в свете изменений законодательства в области образования.
    Какие новые формы работы необходимо осваивать специалистам муниципальной методической службы?
    Общество меняется, предъявляя нам новые требования. В настоящее время большое внимание уделяется дистанционному образованию, дистанционным услугам. В век компьютеризации и информатизации образовательные учреждения получили возможность доступа к информации и образовательному сервису в сети Интернет. Возможно, новой формой работы для специалистов муниципальной методической службы станет проведение семинаров в режиме on-line, вебинаров, электронных консультаций, дистанционного образования педагогических кадров.
  • Сапегин Кирилл Владимирович, советник ректора ГОАУ ЯО ИРО, кандидат искусствоведения

    Реализация персонифицированной модели профессионального развития кадров в ИОЦ г. Рыбинска
    Проектно-программные действия «игроков на поле» повышения квалификации руководящих и педагогических кадров в РСО, не только ГОАУ ЯО ИРО, но и информационно-образовательные центры крупных муниципальных образований позволили за последние годы аккумулировать целый ряд региональных и муниципальных решений, которые могут быть аттестованы как подходы к персонифицированной модели профессионального развития кадров.
    Убежден, что наиболее уверенные шаги в этом направлении сделаны именно МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр» г. Рыбинка и ее лидером С.О. Шуваловой.
    По результатам регионального конкурса «Профессиональный дуэт: путь к успеху» выделились ключевые идеи сопровождения профессионального роста педагога, зафиксированные в работах конкурсантов:
  • создание условий для мотивации руководителей и педагогов образовательных учреждений в реализации программ непрерывного обновления компетенций (идея самонастраивающейся организации);
  • создание условий для оказания помощи работникам образования в конструировании индивидуальных образовательных маршрутов, формировании образовательного запроса (идеи программ поддержки, тьюторского сопровождения);
  • создание условий для систематической индивидуальной и коллективной рефлексии форм, средств и результатов профессионального роста (идея методического аудита). Отмечу, что модель методической деятельности МОУ ДПО г. Рыбинска стала лучшей в регионе, а О.Б. Модулина, заместитель директора центра, выиграла первый региональный конкурс методистов. Плюсами сложившейся практики дополнительного профессионального образования в РСО (и ее выраженного варианта в МСО г. Рыбинск) можно уверенно назвать следующее:
  • Возможность разработки отдельных программ по заказу департамента образования и специалистов муниципальных систем образования для устранения определенных дефицитов, массового внедрения тех или иных новшеств.
  • Обеспечение вариативности образовательных маршрутов за счет выбора слушателями уровня освоения программ, темы итогового продукта, формы итоговой аттестации.
  • Использование (привлечение) опыта слушателей в качестве содержания курсов (кейсы, конкретные проблемные ситуации, профессиональные затруднения, устраняемые здесь и сейчас).
  • Варьирование форм организации обучения взрослых (кейс-стади, практикумы, установочные сессии, задания для самостоятельной проработки и др.).
    Указанные факторы, безусловно, усиливают индивидуализацию оказываемой услуги по повышения квалификации, повышают степень удовлетворенности слушателей по итогам проведения занятий, позволяют говорить о востребованности тех или иных программ и преподавателей. Вместе с тем, нельзя говорить о том, что оказанная услуга максимально приближена к рабочему месту каждого конкретного специалиста.
    Проблемными зонами как нерешенными задачами в настоящее время можно назвать:
  • Обновление кадров и привлечение молодых работников в РСО (высокий средний возраст педагогических коллективов, низкий процент обновления кадров).
  • Формирование индивидуального образовательного маршрута в структуре повышения квалификации и аттестации с учетом потребностей конкретного ОУ, территории (формальный подход к организации индивидуального обучения, к изучению профессионального заказа, например, со стороны реальных производств).
  • Обеспечение функционирования персонифицированной модели повышения квалификации работников образования (в том числе, отработка механизмов обратной связи от заказчика услуги – отсутствие инструментария исследовании отсроченных результатов ПК).
  • Обеспечение высокого уровня справляемости обучающихся с ЕГЭ по ряду предметов (в том числе, реализация успешных проектов ОУ, находящихся в трудных социально-экономических условиях).
  • Организация дистанционного образования.
  • Оформление рабочего места тьютора в образовательном процессе.
    Методическая деятельность в регионе должна носить системный характер, реализуя принцип непрерывного повышения квалификации работников образования. В диссертационном исследовании директора МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» городского округа город Рыбинск С.О. Шуваловой зафиксировано: «Преобразования в деятельности методических структур требуют ориентации на поиск эффективных способов методического обеспечения процесса непрерывного образования каждого педагога … Повышение эффективности методической деятельности связано с новой её организацией как сервисного методического обеспечения процесса дополнительного профессионального образования, что позволит создать условия для удовлетворения образовательного запроса каждого педагога, выбора им индивидуального образовательного маршрута, обеспечения доступного и качественного методического обслуживания». Акцентирую внимание на развитии субъектной, смысловой практики дополнительного профессионального образования. Его основные условия:
  • вовлеченность каждого руководителя и учителя РСО в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования;
  • мониторинг отсроченных результатов и контроль внедрения изученного на курсах в реальный образовательный процесс;
  • участие в обсуждении дефицитов деятельности и обмен идеями на форумах и в сетевых педагогических сообществах.
    Проектные инициативы МОУ ДПО ИОЦ г. Рыбинск всегда лежат в плоскости обозначенных приоритетов.
    Ценностями профессионального развития кадров в каждом ОУ должны стать:
  • рефлексия и понимание;
  • техники и технологии коллективных коммуникаций, в частности, владение специалистами РСО навыками модераторов, игротехников;
  • ведение портфолио профессионала как свидетельства непрерывного совершенствования практики.
    Хочу процитировать одного из самых успешных специалистов системы повышения квалификации в РСО, О.Б. Модулину: «Сопровождать педагога – это значит помочь ему стать субъектом педагогической культуры, обеспечивать его опережающую подготовку к вызовам времени, проектировать модели новых структур деятельности, способствовать его педагогическому творчеству, стимулировать становление авторской педагогической системы».
    Важно отметить, что практика региональных, муниципальных ресурсных центров и инновационных площадок должна быть связана не с «авантюрными ходами», «прожектами», а с апробированными решениями и инструментами, т.е. новшествами и ресурсами, «готовыми» к массовому тиражированию, определению в качестве нормы для каждого ОУ. Здесь свое слово должна сказать «Выставка инновационной инфраструктуры РСО» как проектная линия усиления видов работ муниципальных и региональных ресурсных центров, РИП И МИП. На этой выставке будут не только оформляться продукты для регионального банка актуального педагогического опыта, но и создаваться условия для заключения договоров между районами на тьюторское сопровождение, диссеминацию апробированных в районе-доноре решений. За основу регионального замысла можно взять многолетнюю успешную практику проводимых в Рыбинске научно-практических конференций (с проблемными круглыми столами) и Ярмарок инновационных идей.
    Ресурсами профессионального развития работников образования являются:
  • проектные тьюторские команды, которые разрабатывают, готовят и сопровождают индивидуальные образовательные программы слушателей;
  • информационно-методические продукты, кейсы, сайты методических объединений и ОУ (в том числе, доступные on-line);
  • коммуникационные узлы, инициирующие общение, взаимо-консультирование и самопроверку субъектов образовательного процесса, работающие, в том числе, на межведомственной основе;
  • составление своеобразной «карты ресурсов и условий» - инновационных паспортов районов и учреждений;
  • внедрение процедур самооценки на всех уровнях управленческой и образовательной деятельности.
    Нам есть, куда двигаться совместно… Хочется пожелать всем специалистам МОУ ДПО ИОЦ г. Рыбинска удержания первенства в РСО в вопросах профессионального развития кадров, а лидеру Центра – неуспокоенности, несмотря на заслуженное признание достижений!
  • Василевская Елена Владимировна, доцент, кандидат педагогических наук, директор Центра развития методической работы в системе образования, доцент кафедры образования взрослых ФГАОУ ДПО «АПК и ППРО, научный руководитель Сетевой школы методиста

    Какова роль муниципальной методической службы на современном этапе развития системы образования?
    Введение ФГОС общего образования, являясь масштабной инновацией, объективно сопровождается рядом проблем, требующих скорейшего решения. Несомненно, что учителя общеобразовательных учреждений как бы ни были подготовлены к введению ФГОС ОО, испытывают определенные затруднения на этом этапе. Насколько результативным окажется переходный период, как будет готова массовая школа к введению ФГОС зависит от многих факторов, в том числе и от продуктивности деятельности муниципальных методических служб (ММС). Однако здесь важно учитывать тот факт, что ММС по своему кадровому составу различны, а соответственно решить вопрос качественного методического сопровождения учителя в период введения ФГОС в школе не всегда решаем в одиночку. В этом аспекте важен процесс построения единого методического пространства, главной целью деятельности которого является проектирование и реализация практики сетевого методического сопровождения и поддержки инновационных процессов в российской системе образования.
    В настоящее время в модели методической службы РФ выделяются четыре уровня организации:
  • пространство образовательных учреждений муниципальных систем образования;
  • муниципальные образовательные пространства, в которых муниципальная методическая служба осуществляет координацию и интеграцию деятельности образовательных учреждений и обеспечивает систему условий и ресурсов развития;
  • образовательное пространство региона, где разрабатываются основы региональной политики в области инновационного образования, осуществляется финансовое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, формируется территориальная сеть экспериментальных площадок и координируются процессы их взаимодействия;
  • уровень межрегиональных связей, в котором разрабатывается нормативно-правовая основа инновационной деятельности, направленной на сохранение единого образовательного пространства. На этом уровне проходят межрегиональные конференции и совещания, имеющие целью выявление общих проблем, обмен опытом их решения, координацию направлений, выработку предложений к законодательным органам.
    Данная модель имеет целостный характер, она призвана осуществлять как объединение усилий по вертикали (между уровнями), так и координацию целей по горизонтали (лиц и организаций, находящихся на одном уровне) в контексте общей стратегии трансформации методического и образовательного пространства.
    Изменение позиций в сторону осуществления инновационных процессов влечет за собой качественное изменение одной из конструкций образовательного пространства - трансформацию методического пространства, базирующегося на традиционно имеющихся позициях, в инновационное методическое пространство. В целях формирования такого методического пространства Центром развития методической работы в системе образования АПК и ППРО организована и открыта на портале «Сетевое образование. Экспертиза. Учебники» http://netedu.ru/ Сетевая школа методиста (СШМ), которая позволяет сегодня объединять и ученых, и методистов ММС, и руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений, и родителей http://netedu.ru/node?page=16. Результаты деятельности СШМ подведены на Международной научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование в контекстеинновационных проектов общественного развития» на секции «Методическое сопровождение реализации ФГОС НОО: итоги года и перспективы развития Сетевой школы методиста» http://netedu.ru/node/9606
    В 2012-2013 учебном году деятельность СШМ выстраивается по направлениям:
  • методическое сопровождение введения ФГОС в основной школе;
  • методическое сопровождение педагога, работающего с одарёнными детьми;
  • методическое сопровождение реализации ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях
    Сетевое взаимодействие Академии ПК и ППРО, региональных учреждений дополнительного профессионального образования, ММС и по вертикали, и по горизонтали сегодня обеспечивает структурную и содержательную целостность, открытость и мобильность единого методического пространства в реализации направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; формируется мобильная сетевая модель федерально-регионально-муниципальной методической службы (ФРММС) http://netedu.ru/node?page=19
    Модель сетевой организации ФРММС предполагает подготовку и последующее «культирование» методистов-тьюторов. Результатом такого взаимодействия является формирование нового стиля управления, новой личностной позиции; нового типа мышления (аналитического, проектно-конструктивного); нового диалогического стиля коммуникационно-интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий, направленных на совместное построение проектов и образовательных программ и их организацию в процессе реализации.
    Какие направления работы муниципальной методической службы Вы считаете приоритетными?
    Несомненно, приоритетные направления деятельности ММС сегодня – это методическое сопровождение всех направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Это, прежде всего, конечно, методическое сопровождение деятельности педагога в процессе введения ФГОС в основной школе, и методическое сопровождение педагога, работающего с одарёнными детьми, и методическое сопровождение реализации ФГТ в дошкольных образовательных учреждениях. Вся деятельность муниципальных методических служб с образовательными учреждениями и педагогами должна выстраиваться на основе системно-деятельностной технологии (выстраивая работу с педагогами на основе данной технологии, методисты снимут затруднения педагогов по конструированию учебных занятий на основе данной технологии в период внедрения и реализации ФГОС общего образования)
    Какие новые формы работы необходимо осваивать специалистам муниципальной методической службы?
    Конечно, сегодня это сетевые формы методической работы. Работа в сети развивает способности к познанию совместно. Это подчеркивает и тот факт, что обучающиеся не являются пассивными потребителями, они могут самостоятельно объединяться в виртуальные сообщества, а распространение виртуальных, изменяемых и бесконечно доступных объектов в окружающей среде способствует групповой работе и совместному приобретению новых знаний.
    Сетевое взаимодействие Академии, региональных учреждений дополнительного профессионального образования и ММС и по вертикали, и по горизонтали обеспечит структурную и содержательную целостность, открытость и мобильность единого методического пространства в реализации приоритетных направлений развития образования. Взаимодействие по вертикали - это взаимосвязь между компонентами модели. С одной стороны, это обеспечивает качественно новые свойства, не характерные для каждого из них в отдельности, а, с другой стороны, отражает уровень внешнего взаимодействия между ММС и другими социальными системами, что оказывает влияние на качественные изменения в содержании и структуре организации деятельности муниципальных методических служб. А это, в свою очередь, способствует повышению профессиональной компетентности педагога. Взаимодействие по горизонтали раскрывает теоретически обоснованные, имеющие прагматический смысл интеграционные связи на уровне целей, содержания, форм и методов методической деятельности, а также институциональной структуры.
    В процессе реализации сетевой модели, направленной на развитие муниципальных методических служб, достигается высокий уровень качества образования благодаря повышению компетентности педагогических кадров и росту уровня продуктивности и качества самой методической службы.
    Содержание сетевых методических мероприятий должно быть направлено на практическое понимание того, что новое содержание требует новых способов деятельности педагога; процесс изменений должен строиться на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности педагогов. Изменения должны носить системный и целенаправленный характер, являться результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности педагога, а условием успешного повышения профессионализма становится активная позиция каждого участника сетевых мероприятий (его аналитическая, самостоятельная работа, инициатива, формирование собственной позиции внутри сети). В результате этого изменения в профессионализме педагога приведут к новому уровню качества развития личности обучающихся.
    Требование времени таково, что открытое методическое образовательное пространство требует и открытия ММС педагогическому и методическому сообществу; работать по-старому, закрыто, только для своего муниципалитета, уже недостаточно.
  • Kоллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада № 105

    Какова роль муниципальной методической службы на современном этапе развития системы образования?
    Роль методической службы на современном этапе развития системы образования –инициирование и сопровождение инновационных процессов в деятельности образовательных учреждений и системы в целом посредством непрерывного повышения компетентности педагогов через привлечение новых ресурсов для организации дополнительного образования кадров.
    Какие направления работы муниципальной методической службы Вы считаете приоритетными?
    Приоритетным направлением в работе методической службы Центра считаем – предоставление сервисных методических услуг работникам и муниципальным образовательным учреждением: информационных, научно-методических (работа в Программе поддержки), организационно-методических (участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах дошкольников), профессиональная поддержка (повышение профессиональной компетентности педагогов через систему непрерывного образования).
    Какие новые формы работы необходимо осваивать специалистам муниципальной методической службы?
    К новым формам работы с педагогическими коллективами дошкольных учреждений относим:
  • создание и организация работы сетевых профессиональных сообществ педагогов детских садов на основе информационно-коммуникационных технологий.
  • развитие дистанционных форм обучения педагогов-дошкольников
  • Л.В Байбородова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий ЯГПУ им. К.Д. Ушинского;
    С.Л. Паладьев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.


    Какова роль муниципальной методической службы на современном этапе развития образования?
    Главная задача муниципальной методической службы сегодня – создание условий для развития профессионализма педагога, стимулирования его саморазвития.
    Какие направления работы муниципальной методической службы Вы считаете приоритетными?
    Сегодня приоритетными направлениями муниципальной методической службы, по нашему мнению, являются:
  • выявление интересов и потребностей педагогов в повышении их профессионального уровня;
  • мотивация педагогов на решение актуальных проблем образования;
  • создание команд профессионалов по решению образовательных проблем;
  • организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса по повышению профессионализма педагогов. Какие новые формы работы необходимо осваивать специалисту муниципальной методической службы?
    Среди новых форм работы муниципальной методической службы, прежде всего, должны использоваться те, которые позволят каждому педагогу проявить свою субъектность, развить индивидуальность и творчество.
    В связи с этим актуальными представляются такие формы, как организация при образовательных учреждениях стажерских площадок; создание проблемных групп, в которых могли бы участвовать педагоги из разных образовательных учреждений; проведение мастер-классов на базе детских садов, школ, учреждений дополнительного образования.
    Считаем также целесообразным привлекать опытных педагогов к проведению занятий со слушателями во время их курсовой подготовки; готовить модераторов для их дальнейшей работы с педагогами образовательных учреждений.
  • текст 7
    текст 8
    текст 9
    текст 10
    -->
    1 2 3 4 5 6
    Выберите нужный слайд
    О нас говорят и пишут





    © МУ ДПО "Информационно-образовательный Центр", 2009-2016
    Администрация городского округа город Рыбинск